ГЕНЕРАЛЬНАЯ  ПРОКУРАТУРА
ЛУГАНСКОЙ  НАРОДНОЙ  РЕСПУБЛИКИ
ЗАКОН , ЧЕСТЬ, ПОРЯДОК
 
Календарь публикаций
«    Январь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

И.о. генерального прокурора ЛНР Сергей Горенко: "Мы стараемся максимально оправдать доверие жителей Республики"

О деятельности органов прокуратуры Республики в 2018 году, наиболее резонансных делах и совершенствовании работы надзорного ведомства в интервью ЛИЦ рассказал исполняющий обязанности генерального прокурора ЛНР Сергей Сергеевич Горенко.

– Сергей Сергеевич, не так давно Народный Совет ЛНР принял закон "О прокуратуре Луганской Народной Республики". Как это повлияло на работу правоохранительного ведомства?

– Самое главное, что с принятием этого закона законодательно урегулирована деятельность органов прокуратуры Республики. В нем четко обозначено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура от имени Луганской Народной Республики осуществляет надзор за соблюдением Конституции ЛНР и исполнением законов, действующих на территории Республики.
Кроме того, законом определены права и обязанности прокурорских работников, их полномочия при осуществлении надзорной деятельности, меры по защите конституционных прав, свобод и интересов граждан.

Не могу не сказать, что принятый закон постоянно совершенствуется, в него вносятся очень важные для работы нашего ведомства изменения. Так, на состоявшемся 6 декабря пленарном заседании Народного Совета нового, третьего, созыва были законодательно урегулированы вопросы работы следственного управления Генеральной прокуратуры и пенсионного обеспечения наших сотрудников. 
Уверен, что принятие базового закона будет способствовать еще более эффективной работе органов прокуратуры по разным направлениям надзорной деятельности, а также укреплению законности на территории Республики. Это важно для каждого ее жителя, поскольку роль прокуратуры проявляется практически во всех сферах жизни и отраслях правового регулирования.

– Одна из главных целей Программы социально-экономического развития ЛНР до 2023 года "Наш выбор" – искоренение в Республике коррупции. Насколько активно работники прокуратуры участвуют в этих процессах?

– Весьма активно. Только в нынешнем году органами прокуратуры утверждены обвинительные заключения в 29 уголовных делах с признаками совершения преступлений в сфере коррупции. Все они направлены в суды ЛНР для рассмотрения по существу. По результатам рассмотрения 16 уголовных дел этой категории судами уже вынесены обвинительные приговоры в отношении 16 лиц.

В качестве примера могу привести уголовное дело по обвинению бывшего министра сельского хозяйства и продовольствия ЛНР, который, злоупотребляя должностными полномочиями, незаконно распределил гуманитарную помощь на предприятие, где является учредителем. Эти преступные действия повлекли причинение ущерба Республике на сумму 5,4 миллиона рублей. Сейчас это уголовное дело рассматривается по существу предъявленного обвинения в Ленинском районном суде Луганска.

Не менее резонансным в плане причинения ущерба государству является и уголовное дело по обвинению директора ГУП ЛНР "Луганское линейное производственное управление магистральных газопроводов", который, злоупотребляя полномочиями, приобрел шаровые краны по завышенным ценам. В результате сумма причиненного ущерба составила более пяти миллионов рублей, уголовное дело рассматривается по существу предъявленного обвинения в Жовтневом районном суде Луганска.

Еще пример – уголовное дело из категории связанных с получением и вымогательством взяток по обвинению заведующей диспансерным отделением ГУП ЛНР "Луганская республиканская детская психоневрологическая больница". Она получила взятку в сумме 30 тысяч рублей за помещение малолетнего ребенка на стационарное лечение с последующим прохождением ВКК (врачебно-консультационной комиссии) для получения денежного пособия по его "инвалидности", а также пособия по уходу за ребенком-инвалидом. Уголовное дело было направлено в суд с обвинительным заключением, согласно приговору, обвиняемой назначено наказание в виде штрафа в сумме 900 тысяч рублей. 

Кроме того, с начала года органами прокуратуры возбуждено 14 дел об административных правонарушениях по статье 16.2 ("Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего") Кодекса ЛНР об административных правонарушениях. По результатам их рассмотрения судами Республики 13 лиц привлечены к административной ответственности в виде административного штрафа на общую сумму 130 тысяч рублей.

Добавлю, что органами прокуратуры также внесено 29 документов прокурорского реагирования в сфере коррупции, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 24 должностных лица.

– Одна из функций прокуратуры – поддержание государственного обвинения в судах. Какова его эффективность в сегодняшних условиях?

– Прокуроры поддерживают государственное обвинение в 17 судах общей юрисдикции, а в настоящий момент – и в Верховном Суде Республики. Кроме того, они участвуют в работе апелляционной инстанции.

В 2018 году работники прокуратуры приняли участие в судебном рассмотрении 3 306 уголовных дел в отношении 3 622 лиц, по 2 474 из них вынесены обвинительные приговоры. Кроме того, внесено 162 апелляционных представления на судебные решения, которые будут предметом рассмотрения в апелляционной инстанции.

Очевидно, что прокурор, как главный ориентир суда, должен способствовать вынесению только справедливого и законного судебного решения. Поэтому для повышения и совершенствования профессионального уровня государственных обвинителей (в первую очередь прокуроров, не имеющих достаточного опыта участия в судебных процессах) Генеральной прокуратурой постоянно организовываются и проводятся семинары, а также разрабатываются научно-методические рекомендации.

– Не менее важным направлением работы прокуратуры является надзорная деятельность и, в частности, за соблюдением законодательства сотрудниками силовых структур. Как осуществляется надзор за органами МВД, есть ли конкретные результаты?

– Как работники Генеральной прокуратуры ЛНР, так прокуроры городов, районов, горрайонные прокуроры постоянно ведут надзор за полномасштабным соблюдением законов сотрудниками силовых структур, используя для этого полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

Так, на протяжении года работниками прокуратуры было отменено 31 постановление о возбуждении уголовного дела, а также внесено 842 требования об устранении выявленных нарушений законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.
Кроме того, благодаря вмешательству прокуроров, было отменено 3 356 постановлений следователей и 9 722 постановлений органов дознания об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлениям граждан, поступившим в территориальные органы внутренних дел МВД ЛНР.

По фактам выявленных нарушений законодательства внесено 365 документов прокурорского реагирования, к дисциплинарной ответственности привлечено 423 должностных лица.

– Соблюдаются ли в Республике права задержанных, заключенных под стражу и отбывающих уголовное наказание?

– Сотрудники прокуратуры регулярно проводят надзорные проверки соблюдения их прав. На выявленные нарушения законодательства было внесено 67 документов реагирования, в результате рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 116 должностных лица Управления исполнения наказаний (УИН) МВД и МВД ЛНР.

Благодаря вмешательству прокуроров полностью исключены факты незаконного содержания лиц в изоляторах временного содержания, а также комнатах задержанных дежурных частей МВД ЛНР.

– Как осуществляется надзор за исполнением законодательства в экономической сфере? Каковы результаты борьбы с теневой экономикой, недобросовестными налогоплательщиками, ввозом на территорию Республики контрабандных товаров?

– Такая деятельность является безусловным приоритетом в работе органов прокуратуры. 

К примеру, сотрудниками Генеральной прокуратуры совместно с МВД ЛНР были проведены проверки субъектов хозяйствования, которые занимаются реализацией ювелирных изделий из золота и серебра, для выявления нарушений законодательства и выведения этого сегмента бизнеса "из тени". Результатом стало декларирование физическими лицами-предпринимателями налога на прибыль по операциям с нерезидентами на сумму свыше четырех миллионов рублей. Более трех миллионов из них уже поступили в бюджет, сумма в размере 719 тысяч рублей ожидается к уплате до конца нынешнего года.

В сфере нашего особого внимания находится и проблема необоснованного завышения цен на светлые нефтепродукты недобросовестными налогоплательщиками. Так, Генеральной прокуратурой совместно с Государственным комитетом налогов и сборов ЛНР проводились проверки автозаправочных станций негосударственной формы собственности. Результат – позитивная тенденция снижения цен на горюче-смазочные материалы, стоимость которых на частных заправочных станциях сейчас приближена либо идентична ценам на государственных заправках.

Не менее серьезно работники органов прокуратуры относятся и к борьбе с незаконным ввозом на территорию Республики контрабандных товаров. В 2018 году Генеральной прокуратурой было рассмотрено 121 дело о нарушении таможенных правил, привлечены к административной ответственности 83 лица. Общая сумма штрафов составила свыше девяти миллионов рублей, кроме того, были конфискованы товарно-материальные ценности на сумму более 16 миллионов рублей, а также 23 транспортных средства.

По результатам нашей работы в судебном порядке было рассмотрено уголовное дело о незаконном перемещении через таможенную границу ЛНР наличных денежных средств в крупном размере – 50 тысяч долларов США. Это первый приговор, вынесенный в Республике по этой категории дел.

На особом контроле Генеральной прокуратуры остается и незаконный ввоз на территорию Республики контрабандных товаров подакцизной группы. Так, с начала года органами Государственного комитета налогов и сборов и Государственным таможенным комитетом ЛНР изъято товаров подакцизной группы на сумму более 90 миллионов рублей.

Работа по всем этим направлениям, безусловно, будет продолжаться и в наступающем году.

– Но прокуратура – это ведь не только "карающий меч", но и надежный щит для предпринимателей, которые работают добросовестно. Ведется ли работа по надзору за соблюдением их прав?

– Такая работа ведется постоянно, и у нее есть конкретные результаты. В 2018 году по итогам рассмотрения обращений юридических лиц и физических лиц-предпринимателей были привлечены к дисциплинарной ответственности 17 должностных лиц контролирующих органов, а двое из них уволены.

Вновь вспомню конкретные случаи. Генеральной прокуратурой ЛНР было рассмотрено обращение одного из предприятий транспортной сферы по вопросу противоправного применения излишних финансовых санкций. Сейчас решается вопрос о привлечении должностных лиц контролирующего органа к уголовной ответственности.

В ходе рассмотрения заявлений предпринимателей о выдаче заключений для получения лицензии на пользование недрами установлено 19 фактов нарушений законодательства. В адрес Минтопэнерго ЛНР было внесено представление об устранении выявленных нарушений, по результатам его рассмотрения директор государственного унитарного предприятия снят с занимаемой должности. Благодаря нашему вмешательству удалось урегулировать порядок получения лицензий субъектами предпринимательской деятельности, что значительно облегчило эту процедуру и сняло бюрократические барьеры.

Кроме того, Генеральной прокуратурой возвращено незаконно изъятое имущество предприятий на сумму более полумиллиона рублей.

– Уменьшилась ли с начала года сумма задолженности по заработной плате, продолжается ли работа в этом направлении?

– Безусловно, здесь тоже есть конкретные итоги. После внесенных актов прокурорского реагирования погашена задолженность по выплате заработной платы почти на 800 миллионов рублей, в правах восстановлены более 57 тысяч работников предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности.

Работа эта, конечно же, будет продолжаться, поскольку это одно из важнейших направлений нашей надзорной деятельности.

– А каковы результаты борьбы с незаконной добычей угля на территории Республики?

– Для выявления и пресечения фактов незаконной добычи, ввоза и вывоза угольной продукции органами прокуратуры совместно с правоохранительными и контролирующими структурами созданы постоянно действующие рабочие группы.

К примеру, была проведена проверка после поступившего от одного из угледобывающих предприятий ЛНР заявления о незаконной добыче неизвестными лицами полезных ископаемых на территории закрытой шахты в Славяносербском районе. При выезде туда обнаружены и изъяты около 187 тонн незаконно добытого каменного угля, а также спецтехника и автотранспорт. По этому факту следственным управлением Генеральной прокуратуры возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 191 ("Незаконное предпринимательство") Уголовного кодекса ЛНР. Сейчас проводятся следственные и процессуальные действия для установления организаторов незаконной добычи каменного угля.

Кроме того, в августе нынешнего года неустановленные лица организовали незаконные работы по добыче каменного угля на территории Брянки. В ходе проведенного сотрудниками Генпрокуратуры осмотра там были изъяты 180 тонн незаконно добытого угля, а также два экскаватора. Собранные материалы направлены по принадлежности в МВД ЛНР.

В сентябре Генеральной прокуратурой были рассмотрены материалы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 483 ("Перемещение или действия, направленные на перемещение товаров – угольной продукции через таможенную границу с предоставлением таможенному органу документов, содержащих неправдивые сведения относительно наименования товара") Таможенного кодекса ЛНР. В результате физическое лицо было подвергнуто административному взысканию в виде штрафа в сумме около четырех миллионов рублей с конфискацией более 2,5 тысячи тонн угольной продукции.
Эту работу мы тоже обязательно будем продолжать. 

– Одной из серьезных проблем для Республики остается хранение и изготовление наркотических веществ. Участвуют ли органы прокуратуры в борьбе с такими правонарушениями?

– Несмотря на то, что выявление фактов и расследование уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, не относится к подследственности следователей органов прокуратуры, мы участвуем в этой работе, потому что понимаем: от ее итогов напрямую зависит здоровье жителей Республики.

В 2018 году сотрудниками следственного управления Генеральной прокуратуры были изъяты из незаконного оборота более 28 кг каннабиса (марихуаны), примерно 3 кг маковой соломки, около трех тысяч кустов растений рода конопли.

Одним из самых резонансных стало изъятие более 3 кг высушенного и измельченного каннабиса (марихуаны) у жителя села Малоконстантиновка Перевальского района. А житель Луганска после проведенной сотрудниками прокуратуры работы добровольно выдал около 3 кг каннабиса.

Кроме того, работниками прокуратуры в нынешнем году окончено производство по 53 уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров. 

– Летом Генеральная прокуратура запустила горячую линию для жителей Донбасса, пострадавших от военной агрессии со стороны ВСУ. Сколько звонков на нее уже поступило? О каких фактах чаще всего сообщают жители подконтрольных Киеву районов Луганщины, и что станет результатом этих обращений?

– Уточню, что на горячую линию могут обращаться все желающие – как граждане Республики, так и те, кто проживают на временно подконтрольной Украине территории Луганщины.

Всего с момента создания горячей линии к нам поступило несколько сотен обращений. Чаще всего заявители сообщают о разрушениях жилых домов в результате обстрелов, о ранениях, а также о неправомерных действиях украинских военнослужащих – незаконном проникновении в дома мирных жителей, повреждении либо краже имущества, агрессивном поведении по отношению к населению. Статистика свидетельствует о том, что большую часть правонарушений украинские военные совершают в состоянии различного рода опьянения.

Кроме того, достаточно большая часть звонков касается вопросов по составлению жалоб в Европейский суд по правам человека.
После начала работы горячей линии у сотрудников Генеральной прокуратуры появилась возможность оперативно реагировать на факты незаконных действий, собирать информацию, предоставленную заявителями, систематизировать ее. Далее следует проверка и использование этой информации при проведении предварительного следствия в ранее возбужденных уголовных делах по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 440 ("Геноцид") и частями 1 и 2 статьи 439 ("Применение запрещенных средств и методов ведения войны") Уголовного кодекса ЛНР.

– Все, что вы рассказали, свидетельствует о доверии людей к органам прокуратуры…

– Да, его подтверждает количество обращений к нам как от граждан, так и от юридических лиц. Достаточно сказать, что в 2018 году в органы прокуратуры поступило свыше восьми тысяч заявлений и обращений. Чаще всего люди просят защитить их нарушенные конституционные права – на своевременную и полную выплату заработной платы, социальное и пенсионное обеспечение, права несовершеннолетних и многие другие. Мы всячески пытаемся оправдать это доверие, стремимся к максимальной объективности проводимых проверок и оперативности принятия мер для восстановления законности. Это в нашей работе главное, и именно в соответствии с этим вектором мы будем совершенствовать ее в будущем.


ЛуганскИнформЦентр — 12 декабря — Луганск

Пресс-служба Генеральной прокуратуры ЛНР